Велосипед давно перестал быть просто средством для прогулок и спорта. Все больше людей используют его для утилитарных целей - перевозки грузов, совершения покупок, путешествий. И тут на сцену выходят они - грузовые велосипеды!
Грузовой велосипед (он же карго-байк) - это настоящий трудяга и помощник. Он способен увезти несколько сумок с продуктами, чемодан, коробки, да хоть стиральную машину! А некоторые модели позволяют катать пассажиров - детей или взрослых.
Если вы присматриваетесь к покупке грузового велосипеда, эта статья для вас. Мы расскажем о видах карго-байков, поможем выбрать оптимальный вариант и дадим советы по использованию. Поехали!
Зачем нужен грузовой велосипед
На самом деле, причин пересесть на грузовой велосипед намного больше, чем может показаться на первый взгляд:
- Возить покупки из магазина. 2-4 больших пакета легко поместятся в корзину или кофры карго-байка. Никаких тяжелых сумок!
- Доставлять посылки и документы. Многие курьеры выбирают именно велосипеды, чтобы объезжать пробки и быстрее выполнять заказы.
- Путешествовать с багажом. Сумки, палатки, спальники, снаряжение - все это можно загрузить на велосипед и отправиться в поход выходного дня.
- Возить детей в школу или на прогулку. Специальные модели позволяют установить детское кресло или даже целую кабину для малышей.
- Организовать мобильную торговлю. Мороженое, кофе, цветы, газеты - можно продавать почти что угодно! Велосипед дешевле в обслуживании, чем автомобиль.
- Перевозить грузы и стройматериалы. В просторный багажник карго-байка влезет немало досок, инструментов, саженцев для дачи.
Грузовой велосипед не только избавляет от рутинной носки тяжестей, но и помогает сберечь экологию. Ведь каждая поездка на нем - это минус один автомобиль на улицах города. А чистый воздух и разгруженные дороги нужны всем!
Виды грузовых велосипедов
В отличие от обычных велосипедов, грузовые имеют массу конструктивных отличий. В зависимости от типа рамы и расположения багажа, их можно разделить на несколько категорий:
- Лонгтейлы (Long Tail). Удлиненная заднее колесо рама, на которую можно установить багажник, кофры, детское сиденье. Хороши для возки тяжестей и путешествий. Например, Surly Big Dummy.
- Лонджоны (Long John). С удлиненной передней частью, низкой посадкой и большой корзиной перед рулем. Вместительные, устойчивые, но не очень маневренные. Типичный пример - Bakfiets Long.
- Фронтлоадеры (Front-loader). С длинной и широкой корзиной над передним колесом. Обычно трехколесные, с двумя колесами спереди. Подходят для перевозки крупных грузов по ровным дорогам. Яркий представитель - Butchers & Bicycles MK-1E.
- Велорикши. Трехколесные велосипеды с кабиной или платформой для пассажиров. Популярны в азиатских странах как общественный транспорт, но встречаются и в Европе. Пример - Cycles Maximus Passenger.
- Компактные грузовые. Похожи на обычные городские велосипеды, но с усиленной рамой и багажниками спереди и сзади. Неплохой выбор для повседневных покупок и небольших грузов. Характерная модель - Tern GSD.
Разновидностей грузовых великов - множество. Некоторые сделаны из обычных прогулочных моделей, к которым приварили багажники. Другие спроектированы с нуля именно для перевозок. Выбирайте под свои задачи!
Материалы рамы грузовых велосипедов
Поскольку карго-байкам приходится возить немалый вес, к их рамам предъявляются повышенные требования. Тут важны и прочность, и надежность, и устойчивость к коррозии.
Большинство рам грузовых велосипедов изготавливают из стали:
- Хром-молибденовая сталь (хромоль). Прочная, упругая, относительно легкая. Используется на большинстве лонгтейлов и лонджонов средней ценовой категории.
- Конструкционная сталь. Более тяжелая и дешевая. Применяется в рамах бюджетных грузовых великов для снижения цены.
- Нержавеющая сталь. Благородный материал, устойчивый к коррозии. Встречается на дорогих кастомных велосипедах.
Второй по популярности материал для грузовых байков - алюминий. Он легче стали на 30-40%, но менее прочен и подвержен усталостным трещинам. Зато подходит для электрических карго-байков, где важно снизить общий вес.
Титан и карбон пока редкость в мире грузовых велосипедов. Первый слишком дорог, а второй боится ударов и требует сложных технологий формовки. Но в будущем, возможно, мы увидим и такие диковинки.
Навеска для грузового велосипеда
Компоненты для карго-байков унаследовали все самое лучшее от горных и туринговых моделей. Они должны быть прочными, надежными и устойчивыми к непогоде.
Вот что обычно ставят на грузовые велосипеды:
- Тормоза - только дисковые, гидравлика. Часто ставят 4 тормоза - по два на каждое колесо, для большей безопасности. Популярны системы Tektro и Shimano.
- Переключатели - выносливые MTB-группсеты вроде Shimano Deore, SLX, XT. У лонгтейлов актуальны также планетарные втулки Rohloff на 14 передач.
- Вилка - жесткая стальная или алюминиевая. На лонгджонах - специальная рулевая под большим углом для лучшей управляемости.
- Колеса - усиленные обода 26-28 дюймов. Спицы - толстые, из нержавейки. Втулки - на промподшипниках. Часто ставят двойные или даже тройные ободья.
- Покрышки - широкие, 2-3 дюйма, с развитым протектором. Предпочтительны модели Schwalbe Big Apple и Marathon.
- Рулевой узел и вынос - массивные, способные выдерживать большие нагрузки. Руль - прямой или немного изогнутый. Грипсы - с широкими рогами.
- Седло и подседельный штырь - каким сиденьем и подседелом оснащен грузовой велосипед не так важно. Главное на длинных дистанциях - чтобы попе было удобно!
Конечно, итоговая комплектация зависит от класса и цены карго-байка. Недорогие модели оснащены попроще. На дорогие и кастомные ставят топовые компоненты.
Как подобрать размер грузового байка
Выбор ростовки грузового велосипеда - дело ответственное. От правильного размера и подгонки зависят и комфорт, и безопасность при езде с грузом.
Для лонгтейлов и компактных грузовых велосипедов действует стандартная велосипедная мерка:
- Для роста 150-170 см - размер S, колеса 26"
- Для роста 160-180 см - размер M, колеса 27.5"
- Для роста 175-195 см - размер L, колеса 28"
- Для роста 185-210 см - размер XL, колеса 28"
С лонджонами и фронтлоудерами ситуация иная. Тут более важна длина кокпита (от седла до руля), чем высота рамы. Поэтому большинство таких байков выпускают в универсальном размере. А затем подгоняют седло, руль и вынос под конкретного райдера.
Вообще, в случае с грузовыми великами примерка перед покупкой обязательна. Посидите, покрутите педали, порулите. Только так вы поймете, насколько вам удобно и комфортно.
Популярные бренды и модели
Несмотря на кажущуюся экзотичность, грузовые велосипеды выпускают многие известные бренды. Более того, есть марки, которые сфокусированы исключительно на производстве карго-байков:
- Larry vs Harry. Датская компания, которая одной из первых начала делать лонджоны. Культовая модель - Bullitt с алюминиевой рамой.
- Bakfiets. Еще один голландский карго-бренд, на счету которого десятки моделей лонгджонов и фронтлоудеров.
- Surly. Знаменитый американский производитель туринговых и грузовых великов. Модель Big Dummy - эталон лонгтейла.
- Tern. Тайваньский бренд, специализирующийся на складных велосипедах. Компактный карго-байк GSD - настоящий хит продаж.
Из крупных "обычных" веломарок грузовые модели есть у Trek, Cube, Kona, Felt, Babboe. Встречаются и кастомные мастерские, которые строят уникальные грузовые велосипеды под заказ.
В России пока карго-байки не очень распространены. Пожалуй, единственный отечественный бренд - это "Грузовелосипед" из Санкт-Петербурга. Они выпускают недорогие стальные модели для частных и коммерческих целей.
Один из лучших магазинов, где можно купить фирменный грузовой велосипед в России - это ВелоШоп. В каталоге представлены лонгтейлы, лонджоны и компактные карго-байки ведущих брендов по приятным ценам.
Аксессуары для грузового велосипеда
Аксессуары и дополнительное оборудование - неотъемлемая часть любого грузового велосипеда. Без них возить что-либо попросту неудобно и небезопасно. Вот самые важные приспособления:
- Багажники. Ставятся спереди и сзади. Передние бывают с корзиной, платформой или даже большим кузовом. Задние - это обычно прочная стальная конструкция.
- Кофры и сумки. Крепятся на багажники или специальные рейлинги на раме. Позволяют аккуратно рассортировать поклажу. Выбирайте непромокаемые модели.
- Ящики и контейнеры. Для крупных и тяжелых грузов вроде строительных материалов или мешков с картошкой. Есть пластиковые и деревянные варианты.
- Крепления для детей. Это могут быть велокресла, люльки или даже целые велоприцепы в виде маленьких кабин. Важный момент - ремни безопасности!
- Держатели и стойки. Нужны, чтобы перевозить длинномеры - доски, трубы, удочки и т.д. Незаменимы для дачников и рыбаков.
- Зеркала и фары. Повышают безопасность движения в потоке машин и в темное время суток. Фары бывают как с питанием от батареек, так и от динамо-втулки.
- Подножка и замок. Первая нужна, чтобы удобно парковать и загружать велосипед. Второй - чтобы защитить его от угона. Лучше выбирать массивные подножки и замки повышенной секретности.
Разумеется, не обязательно навешивать все эти аксессуары разом. Но чем лучше оснащен ваш грузовой велосипед, тем больше сценариев использования для него доступно.
Эксплуатация и обслуживание грузового велосипеда
Несмотря на брутальный вид, грузовые велосипеды требуют аккуратного обращения и регулярного ухода. Все-таки возить тяжести - это серьезная нагрузка на все узлы и агрегаты.
Чтобы ваш двухколесный помощник служил долго, следуйте простым правилам:
- Не превышайте допустимую грузоподъемность. Для большинства лонгтейлов и лонджонов это 100-150 кг. Перегруз чреват поломками рамы, колес, багажника.
- Распределяйте вес равномерно. Более тяжелые предметы размещайте ближе к раме, легкие - по краям. Проверяйте, чтобы груз не болтался при езде.
- Будьте осторожны на поворотах. Помните, что с грузом велосипед менее маневренный и склонен к заносу. Снижайте скорость, наклоняйтесь в сторону поворота.
- Следите за давлением в шинах. При максимальной загрузке оно должно быть близко к верхнему пределу. На бездорожье можно немного приспустить для лучшей проходимости.
- Регулярно проверяйте состояние рамы, багажников, колес. При малейших признаках трещин, деформаций - несите в ремонт. Безопасность превыше всего!
- Смазывайте цепь, переключатели, втулки. Из-за высоких нагрузок они изнашиваются быстрее, чем на обычных велосипедах. Используйте специальные долговечные смазки.
- Мойте велосипед и багажные элементы от грязи и пыли. Коррозия - главный враг стальных и алюминиевых рам. Не забывайте про консервацию на зиму.
При должном уходе грузовой велосипед способен исправно служить 10+ лет. Даже при ежедневной эксплуатации и солидных нагрузках. Так что следите за его здоровьем!
Резюме
Грузовой велосипед - это невероятно практичное и экологичное транспортное средство. Он одинаково хорош и для утилитарных задач, и для активного отдыха, и для семейных прогулок.
Выбирая свой первый карго-байк, ориентируйтесь на:
- Тип и планируемые сценарии использования
- Материал и прочность рамы
- Качество компонентов
- Грузоподъемность и наличие багажников
- Удобство при примерке и тест-драйве
Покупать грузовой велосипед лучше всего в специализированном магазине "ВелоШоп". Здесь вы гарантированно получите фирменную модель с сертификатами качества, а также профессиональную консультацию и сервисное обслуживание. Катайте с удовольствием и пользой. И пусть грузы возят велосипеды, а не ваша спина. Удачных покупок!